О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Общественное обсуждение проекта государственной политики Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения, здравоохранения, демографии, физкультуры и спорта, разработанной в рамках подготовки программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Общественные слушания прошли 27 сентября 2004 года (начало в 12 часов) в Синем зале Мариинского Дворца (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) по адресу: Исаакиевская пл., 6. Перед началом конференции зарегистрировалось 75 человек, без учета представителей средств массовой информации. Всего в зале присутствовало около 100 человек, представляющих органы государственной власти, социальные, научные, политические и общественные организации, печатные и электронные средства массовой информации.

 

Вел заседание первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников, который в своем вступительном слове ознакомил присутствующих с ходом разработки Программы социально-экономического развития города на период до 2007 года и основными направлениями государственной политики Санкт-Петербурга в сферах социальной защиты населения, демографии, здравоохранения, физической культуры и спорта.

 

С основным докладом выступила заместитель председателя Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга Е.Л. Рукавишникова. В своем выступлении она отметила, что социальная  сфера – это совокупность отраслей, предприятий и организаций, которые непосредственно определяют уровень благосостояния населения, уровень потребления. Эта сфер включает: социальную, демографическую политику, медицинское страхование, систему социальных гарантий пенсионного обеспечения, образования и т.п. Социальная сфера взаимодействует с  государственной властью с целью создания гражданского общества.

Особая ответственность Правительства в социальной сфере связана:

  • с необходимостью реорганизации системы социального обеспечения и всей социальной сферы в связи с национальными стратегиями преодоления массовой бедности, модернизации систем социального обслуживания и здравоохранения и т.п.;

  • с изменениями в Федеральном законодательстве и проводимым в связи с этим перераспределением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.

Система целей социальной политики включает несколько составляющих.

 

Демографическая – преодоление тенденции сокращения численности и ухудшения качества населения и создании предпосылок демографического роста. Оптимизация баланса между качеством трудовых ресурсов и потребностями экономики.

 

Здравоохранение - сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности, активизация деятельности по профилактике заболеваний, борьба с социально значимыми заболеваниями.

 

Социальная защита – обеспечение всем гражданам, положение которых действующим законодательством характеризуется как «трудная жизненная ситуация» (нуждающимся в социальной поддержке), уровня и качества жизни, соответствующих стандартам проживания для их социально-демографических и социально-профессиональных групп.

 

Система временных стандартов населения включает социальную поддержку населения (СПН).

Стандарт 1 - гарантированная обеспеченность всех социально-демографических групп населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга, полным спектром социальных услуг. Стандарт 2 - доступность и качество социальных услуг по СПН, предоставляемых населению, проживающему на территории Санкт-Петербурга, в рамках государственных гарантий. Применяются как количественные, так и  качественные показатели.

Система социальных стандартов -  единый подход к социальному управлению. Нормативные показатели стандарта – осуществляют функции нормативных характеристик – нормативов стандартов.

Для значений нормативных показателей используются три типа значений: 

  • целевое значение;

  • текущее, достигнутое значение;

  • пороговое, критическое значение при достижения которого запускаются специальные программы мероприятий для предкризисных ситуаций.

Целевая программа – организационно-методический инструмент социального  правления – реализации политики. Включает систему мероприятий по достижении поставленных целей социального развития. Все целевые программы делятся на две группы:  активные программы социальной политики; пассивные (консервативные) программы социальной политики. Предлагаются социальные нормативы и стандарты, чтобы оценить конкретную стоимость услуги.

С докладом выступил первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

 

В.Е. Жолобов. Он отметил, что система здравоохранения требует постоянной модернизации. Старение населения к 2010 г. приведет к тому, что 29% жителей будут старше трудоспособного возраста, а численность населения сократится на 10%. Основные причины смертности в городе: 1 место – сердечно-сосудистые заболевания (выше, чем по РФ), онкологические заболевания. Смертность мужчин в трудоспособном возраста больше в 3 раза, чем женщин в трудоспособном возрасте. По инфекционным заболеваниям, например по ВИЧ-инфекции, происходит некоторая стабилизация благодаря консолидации усилий.

Главная задача в сфере медицины – повышение эффективности функционирования системы, рост качества и доступности услуг здравоохранения. Требуется сбалансированность развития секторов: федерального, регионального и местного.

Стратегические направления модернизации отрасли:

  • четкое установление приоритетов;

  • реструктуризация сети медицинских учреждений;

  • использование потенциала федеральных сил;

  • создание института контроля качества медицинских услуг;

  • реформирование государственной аптечной сети;

  • создание системы социальной защиты медицинских работников;

  • пропаганда активного образа жизни и профилактики заболеваний в СМИ;

  • изучение возможности привлечения альтернативных источников финансирования.

Необходимо ограничить рекламу пива. Надеемся на принятие закона, запрещающего распивать пиво на улице. Требуется осуществлять регулярную диспансеризацию населения и уточнить гарантированный объем государственной медицинской помощи. Надо развивать службы охраны материнства и детства. Для улучшения демографических показателей лечебно-профилактическая помощь должна оказываться, в первую очередь, женщинам репродуктивного возраста.

 

Подготовлены меры по реструктуризации сети мед учреждений. В частности планируется осуществить функциональное объединение больниц по способу оказания медицинской помощи: 13 стационаров – преимущественно экстренная мед помощь (8 в городе и 5 пригородных); 8 – плановой помощи; 4 – психиатрических; 3 – инфекционных; больницы восстановительного лечения и другие. Налаживаются партнерские отношения с коммерческими медицинскими учреждениями. Осуществляется профилактическая стоматологическая помощь детям. Ведется совершенствование системы страхования и персонификация учета. Создается специальный институт контроля качества медицинской помощи.

 

Особая проблема - кадровое обеспечение учреждений: 80% персонала - врачи пенсионного и предпенсионного возраста. Планируется запустить систему городского заказа на формирование кадров. Кроме этого необходимо повысить заработную плату и улучшить условия социального страхование работников здравоохранения. Требуется консолидация усилий с другими органами власти.

После этих выступлений началось обсуждение параметров государственной политики в области здравоохранения и социальной защиты населения.

 

Первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников дал пояснения о порядке работы над Программой социально-экономического развития города на период до 2007 года. Существует множество регулирующих развитие города документов. Всем регионам предписано иметь такие программы. Инструментарий среднесрочного планирования в Санкт-Петербурге – перспективный финансовый план на 3 года. Других программ пока не принималось. Сегодня рассматривается несколько иной подход к среднесрочному планированию – в частности, принятие нормативов и стандартов. Необходима популяризация разрабатываемых документов, их открытое обсуждение с широкими слоями общественности города. Главная задача сегодняшнего мероприятия: новые документы должны разрабатываться в соответствии с предъявляемыми требованиями. Необходимо донести до участников наши наработки и получить ответную реакцию.

Далее в адрес ведущего и докладчиков было задано несколько вопросов.

 

Линева Татьяна Леонидовна - председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", член Общественного Совета Санкт-Петербурга. Будет ли учтена в нормативах социально уязвимая группа мигрантов. Время регистрации для них – 5-6 лет, они лишены прав на социальную защиту и медицинское обслуживание. Учтено ли это? Если нет, то просьба учесть.

Ответ: Мы сейчас формируем список того, подо что должны быть разработаны стандарты. Будем иметь ввиду и Ваши предложения.

 

Представитель организации «Петербургская многодетная семья». При постановке на учет беременных женщин берется большая сумма денег за анализ и посещение врача. Как быть малоимущим, одиноким матерям?

Ответ: Если при постановке на учет берутся деньги, то это незаконно. Это финансируется городом, оплачиваются лишь доп услуги. Конкретные примеры обращений.

 

Вопрос к Е.Л. Рукавишниковой. Системы стандартов проживания еще нет. Если бы были, нам бы рассказали о них подробно. Вы обозначили 7 категорий потребителей, хотя их больше. Вы разрабатываете стандарты: на следующий год? В каком году они будут разработаны?

Ответ: Сейчас формируются только подходы. Мы не говорим, что в 2005 году готовы подходить к формированию бюджета с учетом нормативов. Мы говорим о тенденциях и перспективах, которыми планируем в ближайшее время заниматься.

 

А.С.Иванников: стандарты будут разработаны к 2005 году. Как только процедура будет отработана настолько, что сможет заменить существующую, тогда Правительство обозначит переход на новую систему.

 

Е.Л. Рукавишникова: например, социальное обслуживание на дому. Сначала необходимо определить круг лиц, затем периодичность и качество обслуживания. Только после этого можно закладывать соответствующие расходы в бюджет.

 

Симбирцев Семен Александрович - заведующий кафедрой оперативной и клинической хирургии  и топографической анатомии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Мы обсуждаем общую стратегию, методологические аспекты, это только подходы к разработке Программы. Приятно, что здравоохранение ориентируется на развитие профилактической работы, но как это будет реализовываться? Какими силами? это одно из самых слабых мест. Второй вопрос: достаточно ли стационаров?

 

Ведущий заседания А.С. Иванников пояснил, что ответы на эти вопросы будут даны в последующих выступлениях.

Далее с докладом  выступила депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по социальным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга Н.Л. Евдокимова. В своем выступлении она отметила, что рассматривается вопрос об обслуживании населения, переданном на плечи региональных властей. Каковы критерии оценки качества и количества такого обслуживания? Какова демографическая структура города? Какой объем услуг нужен? Для этого и началась разработка Программы. Мероприятия надо в программе не просто перечислять, их нужно обсчитывать, структурировать. Должна быть стратегия достижения заложенных в программе целей. В завершении своего выступления Н.Л.Евдокимова предложила увеличить период реализации Программы с 2007 г. до 2010 года.

 

С докладом выступил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Председатель Комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.А. Редько. Докладчик подробно остановился на анализе показателей устойчивого социально-экономического развития. Он предложил определять пороговое значение и целевой ориентир – кривая должна быть между этими точками. В этом случае можно говорить об устойчивом развитии.

Коэффициент рождаемости – сегодня ниже порогового значения. Необходимо определить факторы воздействия на показатели развития социальной сферы города и определить, кто ответственен персонально за эти показатели. А.А. Редько отметил, что к 2016 г. численность населения старше трудоспособного возраста вырастет на 6%, а младше трудоспособного сократится на 3%. Действующая программа оказания медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга не отражает ни потребности жителей, ни  возможности медицинских учреждений. Гражданам непонятно, какие виды медицинской помощи в лечебных учреждениях им должны оказывать бесплатно, а за какие они должны заплатить сами. Существует неупорядоченность платных медицинских услуг. Тарифная политика системы ОМС не стимулирует доступность и повышение качества медицинской помощи населению. Сохранение и укрепление здоровья горожан – главная цель гос политики здравоохранения.

«Стандарт проживания» - один из важнейших инструментов в сфере здравоохранения. Состоит из социального стандарта и стандарта инфраструктуры. Социальный стандарт – предоставление государственных услуг, которые гарантируются на безвозвратной и безвозмездной основе на всей территории России. Должны быть определены единицы предоставления медицинских услуг и услуг оздоровления и профилактики, термины и их определение, требование к качеству медицинской помощи и рационального расходования ресурсов.

Социальный стандарт – это нормативный документ, устанавливающий единицы предоставления гос мед услуг (группы нормативов), единицы предоставления гос услуг оздоровления и профилактики (группы нормативов), термины и их определение, требования к обеспечению надлежащего качества медицинской помощи и рационального использованию государственных ресурсов. Все решения будут ориентироваться не на медицинские учреждения, а на потребителя оздоровительных услуг и медицинской помощи – его потребности получения медицинской помощи надлежащего уровня и качества. Важно разграничить медицинскую помощь по уровням в полном соответствии с рекомендациями ВОЗ. Важное значение имеет межотраслевое сотрудничество, разработка методик взаимодействия организаций здравоохранения. Необходимо проработать вопрос размещения врачебных практик на первых этажах домов.

Институциональный стандарт – нормативный документ, устанавливающий показатель обеспеченности жителей СПб организациями здравоохранения, оказывающими первичную медико-социальную помощь. Структура инфраструктурного стандарта: показатели, характеризующие инфраструктуру; термины и их определение; требования к содержанию и развитию лечебно-профилактических учреждений.

 

После выступления А.А. Редько докладчикам и ведущему было задано несколько вопросов и предложений, были сделаны небольшие информационные сообщения. В частности президент детского футбольного клуба «Кожаный мяч» В.А. Паротиков отметил слабый уровень физического воспитания детей и молодежи. Как следствие – только 6% детей могут считаться абсолютно здоровыми.

 

Руководитель Негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня – «SOS – Пушкин» М.М. Коломинцев сообщил, что Детская деревня работает на основе 10 стандартов и характеризуется высоким уровнем содержания детей. Обеспечен комплексный подход в виде новой социальной технологии: детская деревня – дом молодежи – полунезависимое проживание – независимое проживание. В этом году откроется дом молодежи. Важно социальную технологию доводить до конца. Не должно быть двойных стандартов, не должно быть «государственных» детей и «негосударственных» детей - должны быть стандарты и нормативы.

После этого заседание завершило свою работу.